Марат Ягфаров: Был провинциалом, а танцуя стал президентом!

Искусство и спорт — основные составляющие современных танцев. Танцы, как и любой вид спорта, требуют физической выносливости. За гармоничным исполнением, легкостью и синхронностью движений скрываются бесконечные часы работы над собой. Ведь танцоры – это те же спортсмены, с ежедневными тренировками, жестким графиком и соревнованиями.

Марат Ягфаров

Как и в любом другом профессиональном спорте, в танцах существует высокая конкуренция. Фаворитов выбирают благодаря всевозможным турнирам или баттлам. Призовые места позволяют победителям выходить уже на международный уровень. Участие в таких соревнованиях дает танцорам возможность путешествовать по всему миру.

О том, как из простого любителя стать профи, перебороть общественные предрассудки и превратить свое хобби в стабильную работу, приносящую доход,  SportX.kz рассказал один из самых известных танцоров Казахстана, основатель и президент танцевального центра Funky Town Марат Ягфаров.

Он был одним из первых представителей казахстанского Hip-Hop и Break dance. Прежде чем создать одну из самых популярных танцевальных студий Алматы, он работал официантом, участвовал в баттлах и даже пел в музыкальной группе.

«Шаг вперед» по-кокшетауски

— Марат, сейчас вы очень известная личность в танцевальных кругах. Вы помогли многим казахстанским танцорам выйти на мировой уровень. А с чего начинался ваш творческий путь?

— Сам я родом из Кокшетау. В детстве я был стеснительным, скромным мальчиком. Был отличником и участвовал на разных олимпиадах. Также занимался в свободное время боксом и шахматами. Но мне очень не хватало общения и внимания, со стороны девочек, например (смеется). Я заметил, что на школьных дискотеках популярностью всегда пользовались парни, танцевавшие Break.

— Для них всегда делали импровизированный круг в толпе!

— Да! И все так ими восхищались, кричали, поддерживали их. И я понял, что мне нужно танцевать, чтобы быть замеченным. Но к сожалению, в то время не было никаких школ и танцевальных студий. Не было ни интернета, ни других источников, где бы я мог научиться чему-либо. Приходилось самому что-то придумывать, или же смотря телевизор, пытаться что-то повторить. Так я научился делать «лунную походку» Майкла Джексона. Уже чуть позже я нашел ребят со двора, которые тоже заинтересовались танцами, и мы собирались во дворе. А зимой в холод, танцевали в подъезде. Просто, кто-то что-то делал, и все за ним повторяли.

— Прямо казахстанская версия «Уличных танцев» или «Шаг вперед»!

— Это было единственное наше увлечение. (смеется) А потом я потихоньку начал знакомиться с другими ребятами, и в 2002 году образовалась моя первая команда Funky Town.

— Уже тогда появилось это название?

— Просто старшие ребята, которые тоже танцевали, сказали: «Вы будете Funky Town». И мы не были против. Выступали бесплатно на сцене городской площади. Приходили со своим ДВП, поднимали его на сцену, стелили на пол, потому что сцена была жутко старая, с кривым полом. Но для нас это была самая крутая площадка для выступлений!

— И так появилась первая популярность?

— Да. Позже появились хип-хоп тусовки. Назывались они Hip-Hop Jam. Тогда это был центр сбора всех молодых и амбициозных ребят, называвших себя «хопперами» (танцорами хип-хопа — прим.авт). Они еще отличались тем, что одевали широкие штаны.

— Кажется, они назывались «трубы»?

— Верно, «трубы». Был тогда маленький «Дом культуры», в котором нам давали в аренду зал, где мы проводили свои концерты. Читали рэп, танцевали. Я тоже читал рэп, и меня даже позвали в группу, которая пользовалась уважением среди многих ребят. К сожалению, группа долго не просуществовала. В общем, это было наше первое хип-хоп движение в 2003-04-х годах.

Марат Ягфаров: Был провинциалом, а танцуя стал президентом!

В городе тепла и света

— Потом вы перебрались в Алматы.

— Я всегда хотел переехать в этот город. Однажды, в далеком 1994 году, я приехал с родителями в Алматы. Тогда был развал, в Кокшетау не было ни газа, ни тепла. А здесь было тепло и светло, здесь ночью горел свет. В Кокшетау даже днем не было электричества. И у меня уже тогда осталось это воспоминание, что Алматы – это место, где есть свет. И там … нет комаров! (смеется). Это идеальное место, для того, чтобы жить. И я это запомнил еще тогда, в семь лет. Позже искал пути, как переехать сюда. И на первом курсе мне удалось перевестись в алматинский университет. С тех пор прошло уже 12 лет – именно столько я живу в Алматы.

— Оказавшись в южной столице сразу решили организовать что-то танцевальное?

— Ну …решил-то я сразу, а вот все остальное решилось намного позже! (смеется). В 2006 году, оказавшись в Алматы, я жил в общежитии, и никого не знал. Конечно, хотелось сразу же начать тренироваться и познакомиться с кем-нибудь, но особо не было тусовок для танцоров. Я думал, что здесь будет все намного активнее, но на самом деле, все оказалось не так.

— Когда смогли возобновить занятия танцами?

— Целый год я просто учился. А потом, в 2007-м году, познакомился с танцорами, через которых у меня появилась возможность узнать других ребят и участвовать в баттлах и турнирах. На них я показывал свои первые результаты.

— В то время в основном танцевали «Break dance»?

— Да, я начинал с Break dance. Но танцевал в основном верхний стиль. Тогда он назывался просто «верхний брейк данс». Это сейчас он делится на «Popping», «Locking», «Hip-Hop» и другие направления. А если ты танцуешь внизу, делаешь всевозможные комбинации на полу, то это «нижний брейк». Раньше были просто общие названия. И мне нравилось больше танцевать именно верхние стили.

Марат Ягфаров: Был провинциалом, а танцуя стал президентом!

«Найти нормальную работу»!

— Так началось движение «Funky Town»? Ведь с первой командой ваши дороги разошлись.

— Они остались в Кокшетау, и продолжили танцевать Break, а я хотел расти дальше. Тогда в Алматы открылся первый ТРЦ «Мега», и там была площадка, диско-бар, где собирались все танцоры. У меня появилось много новых знакомых, одной из которых была команда «Ну погоди!» — одна из первых легендарных Hip-Hop команд Алматы. Для меня это стало большим стимулом расти дальше и не бросать тренировки. Позже мы арендовали для тренировок зал в университете KIMEP, который аж до 2009 года собирал танцоров со всего Казахстана. А потом я подружился с популярной командой Killer loop, которые были первыми в продвижении Hip-Hop и были завсегдатаями светских вечеринок, тесно общались с очень модной тогда группой «Метисы».

— Наверняка хотели танцевать в составе этой команды?

— Конечно! И я был так рад, когда Killer loop позвали меня к себе в команду. Но как только я к ними перешел… они распались. (смеется)

— Почему?

— Я не вдавался в подробности, был новенький в группе. Но после первого совместного выступления ребята что-то не поделили между собой.

— Значит это было опять не из-за вас?

-Нет. Как и в прошлый раз, команда распалась совсем не из-за меня. (смеется) Но в тот момент я понял, что надо самому создать команду. Чтобы все уже зависело от меня самого. К тому времени я учился на четвертом курсе. Жил в общежитии, была стипендия, но учеба в университете подходила к концу и нужно было думать о будущем. Я продолжал тренировки, но со стороны семьи не было поддержки. Родители не одобряли мои занятия танцами и постоянно говорили: “Найди нормальную работу! И работай, как все, с утра до вечера. Не до 30 же лет будешь танцевать?!». Самое забавное то, что мне уже 31 год! (улыбается)

— Есть мнение, что занятия танцами – это несерьезно, что они не могут принести хороший доход.

— И мне так говорили, что это несерьезно, и нужно нормально зарабатывать деньги. А мне было непонятно такое мнение. Почему я должен ходить на нелюбимую работу и сидеть там целый день, когда у меня есть танцы, приносящие доход? Уже с девятого класса я зарабатывал. Мог купить сам себе новые кроссовки и колу с чипсами. Уже тогда, мы каждые выходные танцевали в ресторанах и очень хорошо зарабатывали. Поэтому до сих пор не могу понять, почему родители, видя мой успех в танцах, не воспринимали его всерьез.

Официант, танцор, певец

— Может потому, что профессиональными танцорами считают «классиков», тех кто занимается балетом, а все остальное не может стать профессией.

— Вот! Люди не были готовы тогда принять современные танцы! Но времена меняются, сейчас многие ребята зарабатывают на танцах хорошие деньги и путешествуют по миру. А тогда в 2008-2009-х годах все было не так. Шел последний учебный семестр, и у меня стоял выбор. После окончания, я не хотел возвращаться домой в Кокшетау, начал понемногу преподавать. Но денег не хватало, и я устроился на работу официантом в популярный американский бар-гриль. Это было интересное, но очень тяжелое время. Я писал дипломную работу, с утра был на учебе и сдавал экзамены. После обеда нужно было идти на тренировку, а после тренировки ночная смена на работе. И под утро, закончив смену, вновь идти на учебу. Полгода я жил в таком режиме. Трудности того времени, уже отдельная история.

Марат Ягфаров

Спустя эти полгода я уже конкретно принял решение заниматься танцами. Сказал: «Буду танцевать и зарабатывать этим деньги! Меня будут показывать по телику, и я буду выступать на больших концертах!». И ушел с работы на свой страх и риск. Но буквально через день в городе был крупный танцевальный баттл-турнир, в котором я принял участие. Там было много знаменитостей, одними из них были группа «Орда», которая судила турнир. Там же был мой знакомый, который был участником одного бойз-бенда. И прямо на баттле он мне говорит: «Так и так, у нас ушел человек…»

— Вас опять позвали в группу?

— Мне сказали: «Ты же раньше читал рэп, а теперь еще и танцуешь! Вместе у нас будет «бойз бенд», будем и петь, и танцевать!»

— Заманчивое предложение.

— Я так им воодушевился! Я никогда не занимался пением, а тут пошел на вокал. Всем понравился мой тембр, и меня постепенно начали приближать к музыкальной элите. Моя группа была в одной тусовке с популярными тогда коллективами «Орда» и Mysterions, мы постоянно мелькали на музыкальных каналах, давали интервью. Мне нравилось петь, но очень часто приходилось просто открывать рот под фонограмму.

И что вы думаете в итоге? Эта группа тоже распалась! Опять!

Кстати, я впервые об этом рассказываю! Понимаю сколько команд с моим участием распалось. Та группа просуществовала полгода, и после новогодних выступлений, один человек решил уйти в сольное творчество. Вскоре продюсер распустила всю команду.

«Плати пять тысяч и ходи»!

— В целом, типичная история для мальчукового бойз-бенда.

— После этого, я наконец-то, решился открыть свою студию. Нашлись деньги, и я снял большое помещение в стареньком двухэтажном домике напротив Политеха. Получился целый Hip-Hop центр на два этажа! Была студия звукозаписи, графити-студия, два танцевальных зала. У меня не было никаких знаний, с чего начать и, как вести дело. Я просто очень хотел, и сделал. Там же и жил, в маленькой комнатушке. И так, как с прошлых проектов у меня было много медийных знакомых, в центре всегда было многолюдно. В этих тусовках прошло все лето. Но тут в городе начался строительный бум. Сносились старые здания и район, где находился наш центр, тоже подлежал сносу, мне пришлось съехать. Начались кочевки с одного зала в другой. Наконец, я нашел маленькое помещение на перекрестке Толе Би – Фурманова. Шел 2009-й год. Тогда же был придуман первый ромбовидный логотип Funky Town, который существует до сих пор, как общественное объединение.

— Тогда у вас и появились первые ученики?

— Прежде всего, я решил заняться собой. Снял квартиру напротив студии и все свободное время посвящал тренировкам. Ходил в свой зал, как на работу. И постепенно, ко мне стали приходить ребята, желающие обучаться. Понимал тогда, что не мог много с них брать и условий особо нет, поэтому просто говорил им: «Плати пять тысяч и ходи». Я просто что-то делал, а они повторяли за мной. С того времени воспитал уже нескольких ребят, которые уже стали членами моей команды. Сейчас они выигрывают практически все казахстанские баттл-турниры.

Марат Ягфаров: Был провинциалом, а танцуя стал президентом!

— Кто именно?

— Например, Адилхан Кушумбаев. Сейчас мы команда. Я не могу уже назвать его просто учеником, потому что он давно уже перерос меня в танцах! Или Асхат Толегенов. Он тоже пришел в то маленькое помещение, а сейчас сам отлично танцует! Есть еще Малика Ахметова. Она вообще со мной тренировалась со времен моей работы официантом! Много кто еще ко мне приходил в то время, но они одни из тех, кто был со мной с самого начала.

«Ты – dance-машина»!

— Но про себя вы тоже не забывали?

— После того, как я получил некоторую известность в наших кругах, понял, что пора мне выезжать за границу. В 2010-м году я победил на одном крупном турнире при судействе крутых американских танцоров. В финале показал себя в трех стилях и выиграл в одном из них. Тогда один из судей Caleafочень известный танцор стиля House сказал мне: «Ты – dance-машина»!

— Крутой комплимент!

— Все присутствующие это слышали, было просто нереально круто! И с того момента я стабильно начал выигрывать баттлы ближнего зарубежья. Сначала я поехал в Китай. В отборочном турнире на Juste Deboute (самый престижный турнир в мире по уличным танцам – прим.авт) дошел до полуфинала в стиле house. Я был одним из первых казахстанских танцоров, кто дошел до турнира мирового масштаба. После него мне также посчастливилось поучаствовать в танцевальном лагере в Казани, где в четвертьфинале я бился с известным немецким танцором Ukay . Для меня это был прорыв! Потом  Когда вернулся, все танцоры только об этом и говорили. А я для себя понял, что танцору для роста нужно выезжать за границу и расширять рамки. Видеть уровень других и пробовать свои силы. Прокачивать навыки, а не сидеть в четырех стенах студии. После такого опыта даже хотел уехать жить за границу. Я только закончил университет, и как все выпускники, не видел перспектив дома. Став часто выезжать понял одну вещь — везде все плохо, если у тебя все плохо!

Марат Ягфаров

«Нас отказались спонсировать, но мы выкрутились»

— Значит, участие в международных турнирах многому вас научило?

— В 2011-м году мы большой командой топовых казахстанских танцоров поехали в Париж на баттл. Особо далеко мы не прошли, но зато поняли, к чему нужно стремиться. Еще после нескольких таких поездок я загорелся идеей самому организовать подобное мероприятие. Ведь только такими турнирами мы сможем как-то развить танцевальную культуру Казахстана. И тут, в европейском аэропорту я случайно встречаю и знакомлюсь с известным танцором из Франции Rabah, который судил Funkin stylez в Германии, где я тоже участвовал. Мы договариваемся, что он приедет в Казахстан на наше мероприятие. В 2012-м году, в начале января мы делаем первый Winter Funky summit — танцевальный турнир студии Funky Town, который теперь проходит каждый сезон.

Это было наше первое мероприятие. И воодушевленный, я думал, что с легкостью найду спонсоров. Но первый организационный опыт оказался плачевным, нас отказались спонсировать. Хотя на этот саммит отозвалось очень много танцоров не только из нашей страны, но и ближнего зарубежья. Ведь это было первое мероприятие другого уровня, и оно сильно отличалось от проводившихся ранее других турниров.

Марат Ягфаров: Был провинциалом, а танцуя стал президентом!

— Но в итоге вы нашли деньги на саммит?

— Мы сами с организаторами сложились деньгами, так же были взносы с участия в саммите и мастер-классов. В общем, по чуть-чуть насобирали и выкрутились.

— С какими еще столкнулись трудностями?

— Тогда я понял, что мне катастрофически не хватает собственного зала. Вместо этого на проведение мастер- класса мне пришлось привести судью в арендованный зал. Не хотел вести его туда, но все же привел. После класса мы вместе с командой хорошо с ним пообщались, и в конце он дал нам название Elite Kazakh Team. Rabah был так доволен нашим гостеприимством, что захотел дать мне личный мастер-класс. Но…у меня не было помещения. Он спрашивал: «где будем заниматься?», а я не мог сказать. Было очень обидно. Я привез человека, который хотел бесплатно дать мне мастер-класс, и я мог бы повысить свой уровень, но…все получилось так.

«Несколько раз терял абсолютно все»

— С того момента я решил открывать свой центр. В начале месяца мы провели саммит, и уже к концу того же месяца, я нашел то помещение на Байтурсынова-Кабанбай-батыра. Денег на аренду не было, но я нашел ребят, которые вошли со мной в долю. Мы сами сделали ремонт, и 19 февраля 2012 года официально открыли центр на два зала. Потом был долгий период адаптации, методом проб и ошибок, пришло понимание, как и что надо делать. Каждый танцор мечтает открыть свою студию, но не каждый является хорошим предпринимателем.

Не каждый может в себе это развить. Открывать свою студию – долгий, сложный и затратный процесс. Особенно в начале. Этим нужно заниматься, потому что это тебе нравится. Как любимое хобби, которое может однажды, будет приносить доход, если ты правильно все расставишь. И мой долгий путь начинался именно со вклада денег в студию. Все, что я зарабатывал – вкладывал, часто попадая на деньги. Несколько раз терял абсолютно все. Подставляли партнеры. Приходилось находить и занимать деньги. Но в результате все закончилось хорошо и без долгов. Мы начали проводить большие мероприятия и в 2013-м году я выиграл отборочный турнир в Англию на UK B-Boy Championship. Я бы бился с самыми крутыми танцорами мира, и мне уже оплатили все для участия. Но я к сожалению, я не успел получить визу.

Марат Ягфаров: Был провинциалом, а танцуя стал президентом!

— Могу представить, как было обидно упустить такой шанс…

— Но я дал себе слово, что обязательно приму участие в нем в будущем. И ровно через год, в 2014-м году мы организовываем поездку для победителя на очередной Just de bout во Франции. В финале при 10 000-й аудитории наш Бауыржан «Баука» Сейфуллин, занимает там второе место. Это было грандиозное событие! Никому неизвестный Казахстан в элите мирового Hip-Hop! Это сейчас на зарубежных турнирах уже не удивляются, когда слышат название нашей страны. Но тогда многие вообще не знали, что она существует! Это и для нас был шок. На следующий год нам уже стал помогать акимат Алматинской области. В нас поверили, доверились, и мы приобрели лицензию на отборочного турнира UK B-Boy Championship, того самого куда я не попал. Мы полностью организовали отборочный турнир, и победу в нем одержали братья-близнецы из команды 23 Style (Астана). Акимат Алматинской области так же проспонсировал поездку. Мы делаем визы, летим в Англию. Там ребята показывают нереальный уровень и проходят в восьмерку сильнейших команд! Также один из братьев Даулет, попадает в ТОП-16 лучших танцоров мира.

Это был наш старт в организации крупных фестивалей и баттлов. Однажды мы написали организаторам турнира KOD, который проводится каждый год в Южной Корее. В тот год нам не удалось туда попасть, но уже в следующий раз, они написали нам сами и пригласили принять участие. Мы сделали сборную Казахстана, бились на турнире, и показали результат!

От нас все были в восторге, организаторы остались довольны, как и мы! Наконец-то мы увидели плоды нашего многолетнего труда.

Марат Ягфаров

 

«Серый кардинал» и ожившие картины

— Перейдем к личному. Я знаю, что ваша супруга тоже танцевала у вас в зале.

— У меня была ученица, которая ходила ко мне в период тренировок «плати пять тысяч и ходи». И в тот же период на учебу в Алматы приехала Таня. Она жила вместе с этой подругой. И однажды вечером мы все вместе пошли гулять. Познакомились, пообщались, и в конце вечера я проводил их до дома. С тех пор мы начали общаться. Вскоре она пошла ко мне на танцы.

— Она танцевала?

— Я думаю, она пошла на танцы, чтобы пообщаться со мной. Я так предполагаю. Не все же сразу идут на танцы, потому что они нравятся. Часто бывало, что приходили просто пообщаться. А Таня всегда была рядом. Была таким «Серым кардиналом», и чтобы я не делал, всегда помогала во всем.

— И как скоро поняли, что хотите связать свою жизнь именно с этим человеком?

— Я особо даже не понимал этого. Просто в один момент начал анализировать – с человеком мы так долго общаемся, он близок как друг, нам комфортно вместе. Вроде бы дружеские отношения сначала. А потом понимаешь, что человек с тобой всегда, несмотря ни на что. И думаешь: “Блин… как же классно”. И так все и получилось.

Марат Ягфаров

— Про ваши неудачи с группами вы рассказывали очень подробно, а тут скромничаете.

— Ну с группами рассказал, как было. А с Таней длинная история (смеется), по ней можно снять мыльную оперу. Я вам ее вкратце рассказал. Мы долго дружили. И до сих пор мы больше друзья, чем просто пара. Она меня понимает и поддерживает.

— Что планируете в ближайшее время? Раскройте творческие планы.

— Сейчас я занимаюсь проектом, который откладывал лет десять. Идея зародилась у меня еще во время студенчества, но в то время у меня не было опыта и я даже не представлял, как ее реализовать. За время всей деятельности Funky Town как-то мы организовали свой театр «Фанк-арт». Под руководством Бориса Мен сделали несколько постановок. Новый же проект будет представлять из себя выставку чистых, белых холстов, которые будут во время перфоманса превращаться в картины. Сейчас я четко понимаю, как это преподнести. Мы уже прописали весь проект, сняли демо-версию, и назвали его просто — «Я». В этом проекте мы будем не только танцорами, но и артистами в полном смысле этого слова. Краска в рисовании будет олицетворять цвет внутреннего состояния человека. Для меня это будет таким новым детищем, после танцевального центра и организаций баттлов. Уже сформировались команды, которые занимаются работой центра и организацией. Например, сейчас они организовывают предстоящий осенью STYLE WARS. У меня появилось время для собственного творческого проекта, с которым я смогу показывать наше, казахстанское искусство всему миру!

Марат Ягфаров: Был провинциалом, а танцуя стал президентом!

Добавим, что воспитанники и ученики Марата Ягфарова принимали участие во многих международных турнирах и танцевальных проектах. Они танцуют у ведущих казахстанских артистов и выступают на различных шоу, таких как «Биле» «Биле балапан».

Антон Пономарев: «Хочу чаще видеть детей и целовать жену»

Читайте также