Суперсемейка. 7-летний алматинец выполняет опасные трюки на мотоцикле

Мотоспорт в Казахстане с каждым годом обретает все больше новых поклонников. Им занимаются парни, девушки, домохозяйки и даже дети. Недавно в Алматы масштабно открыли новый сезон. Любителей этого экстремального вида спорта ждало выступление профессиональных мотоциклистов, показывающих невероятные трюки. Те, кто впервые пришел на такое мероприятие, испытали настоящий шок, увидев выступление семилетнего (!) Радмира Машеева.

О подвигах маленького мотоциклиста известно уже давно – о юном вундеркинде писали еще несколько лет назад, когда он сел на мотоцикл в трехлетнем возрасте. Сначала он брал пример с отца, а потом к мотогонкам приобщилась и мама.

О семейном увлечении, длиною уже в три поколения SportX.kz рассказали сам юный спортсмен и его родители  Ринат и Людмила Машеевы.

— Ринат, почему вы выбрали мотоспорт?

— Мне кажется, с детства мечта каждого мальчика — езда на мотоцикле. Когда я был еще ребенком, у моего дяди был старый мотоцикл «Урал» с люлькой, на котором он меня катал. И я всегда думал — «вот вырасту и обязательно куплю себе мотоцикл!» Так все и произошло (смеется), когда мне исполнилось 16 лет, я купил себе мотоцикл.

— Это очень рано!

— Да. Но я уже с 12 лет начал ездить на мопеде и мотоцикле без прав (смеется).

Радмир Машеев

— А как пришли к мысли, что хотите заниматься этим делом всю жизнь?

— В 2006 году я как-то приехал на соревнования по мотокроссу, и увидел маленьких детей, которым было 7-8 лет. Глядя на них я подумал, что когда у меня будет сын, он обязательно будет ездить на мотоцикле. (улыбается). Но участвовать он будет только в мотокроссе. Потому что, я считаю опасными городские условия. Уж если заниматься спортивными видами, то такими как «мотокросс», «драг-рейсинг», «шоссейно-кольцевые гонки», и то, только на приспособленных для них площадках. Либо дальние мото-путешествия, чтобы ездить по трассе между городами и странами.

— На городских трассах сложно ездить?

— Да. Потому что наши водители еще не готовы принять мотоциклы. Они считают, что человек на мотоцикле не может позволить себе машину. Хотя на самом деле цена многих мотоциклов в среднем превышает стоимость автомобиля в три, а то и пять раз.

— Это касается и обслуживания?

— Вы правы, и обслуживание, и сами мотоциклы дорогие. Люди, которые ездят на мотоцикле, в среднем имеют по 2-3 машины.

Место встречи — совсем не мотокросс

— Как вы познакомились с супругом, Людмила? Я так понимаю, мотоспорт теперь ваше семейное дело?

— Познакомились мы не на мотокроссе, а в тренажерном зале. Уже когда родился сын, папа приобщил его к езде на мотоцикле. А потом уже и я подключилась, самая последняя.

— То есть сначала сын начал ездить на мотоцикле с трех лет – пояснил Ринат Машеев. — И я возил его на соревнования по мотокроссу. Позже друзья начали и мне предлагать начать кататься самому, так мы начали ездить вдвоем. Но вскоре маме стало скучно сидеть дома одной, и мы решили приобщить ее тоже. Чтобы были все вместе и все были довольны. сейчас мы все ездим на мотоциклах и занимаемся мотокроссом.

— Здорово всей семьей быть на одной волне! А насколько активным получается мотосезон?

— Вообще мы сезон никогда не закрываем. Мы ездим круглый год. Например, тренировки по мотокроссу могут проходить и на шипах, и на песке. А открытие сезона – это открытие асфальта.

Радмир Машеев

— То есть, когда асфальт уже сухой?

— Да, правильно (смеется). Это также совмещение поездок в другие города и проведение байк фестивалей. Их проводят в Бишкеке, Шымкенте, Чу, Талдыкоргане, Астане, Боровом. Многие ребята ездят в страны ближнего зарубежья – в Россию и Европу. Мы совмещаем вид спорта и обычную езду.

— Самый дальний маршрут, который у вас был?

— Самый дальними городами были Омск и Актобе. С сыном ездили на соревнования.

— И сколько времени заняла дорога?

— Мы ехали на машине с прицепом, и менялись за рулем с моим другом. Ехали без остановок и на дорогу ушло около 30 часов.

Предъявите документы, пожалуйста

— Какова обычная реакция сотрудников дорожной полиции?

— Ммм… У нас немного предвзятое отношение к мотоциклистам. Останавливают, документы всегда проверяют. В других странах, особенно на территории Европы такого нет. Даже в случае нарушения, нас просто отпускали с предупреждением.

— Вы занимаетесь этим спортом уже больше десяти лет. Какие изменения произошли за это время, и насколько мотоспорт популярен?

— В последнее время мотоспорт стал быстро развиваться. У нас построили несколько треков в городе и близ Алматы. Есть отдельный трек для шоссейно-кольцевых гонок. Но самым большим шагом является снятие знаков, запрещающих городскую езду на мотоцикле. Этому поспособствовали многие люди. Одним из них был Рашид Кадыров, который взялся за решение этой проблемы. Несколько лет мы собирали подписи, обращались в различные инстанции. С приходом акима Бауыржана Байбека, который мыслит современно, стало намного лучше. Ограничительные знаки, висящие, наверное, на протяжении 40-50 лет, в прошлом году были наконец сняты по его указанию.

— Вам наконец, дали «подышать» в городе.

— Да! Раньше больницы, клиники были в центре города, и мотоцикл считался загрязняющим воздух, шумным средством передвижения. И соответственно, висели знаки, запрещающие езду. А сейчас мотоциклы стали намного экологичнее машин. В мире, густонаселенные страны, борющиеся за чистоту экологии, наоборот стараются сократить численность автомобилей и пересадить водителей на мопеды, мотоцикли и велосипеды.

Радмир Машеев
Радмир Машеев на открытии мотосезона. Фото Ольги Апельганец

 

— А вы на каком топливе сейчас катаетесь?

— На бензине.

— Все-таки, на бензине?

— Да (смеется). Но сейчас есть электрические мотоциклы и мопеды. Они дешевле, чем автомобили и не уступают в скорости.

Ринат и Людмила Машеевы
Ринат и Людмила Машеевы. Фото Ольги Апельганец

Стать чемпионом в шесть лет

За плечами маленького Радмира Машеева уже несколько побед на различных соревнованиях по мотокроссу. Он не привык к вниманию прессы и отвечает на вопросы довольно скромно.

— Радмир, тебе сейчас сколько лет?

— Семь лет. (смущаясь)

— Сколько ты уже катаешься?

— Я катаюсь четыре года.

— Целых четыре года? Тебе совсем не страшно?

— Нет.

— У тебя есть любимый трюк?

— Я могу при езде поднять ноги на руль мотоцикла.

— Кто-нибудь из твоих друзей катается на мотоцикле?

— Нет, я самый маленький.

— Многие дети к трем годам только начинают уверенно ходить и разговаривать.

— Да, он у нас тогда разговаривал плохо, но уже на мотоцикле умел ездить, — сказала Людмила Машеева.

— Вам не страшно было разрешать сыну езду в таком раннем возрасте?

— Это все благодаря папе, который с рождения прививал любовь к мотоспорту. Он видел, как папа ездит, наблюдал за ним и тоже захотел. Как только мы его посадили, он очень быстро начал учиться.

— Ведь мотоцикл — это очень быстрый вид транспорта, как он реагировал?

— Сначала он научился кататься на велосипеде, потом мы посадили его на упрощённый электрический мотоцикл. Постепенно он привык. Езда на мотоцикле всегда должна быть с головой. Должна быть хорошая реакция, чтобы понимать, в какой ситуации, как себя вести. Поэтому он научился быстро реагировать и теперь ему очень просто. Сейчас пересаживается на более профессиональные модели мотоциклов, со сцеплением 65 кубов, быстро осваивается с коробкой передач. Недавно он начал ездить на новом взрослом мотоцикле.

— Знаю, у Радмира за плечами уже есть большие победы.

— В 2016 году он стал чемпионом Кубка Содружества в «классе 50», соревновался с участниками из Казахстана, России, Кыргызстана.

Сиа АН

Читайте также