Киберспорт в Казахстане- выгодная инвестиция или профессиональный спорт? Олжас Камилов о важности направления.

34-летний казахстанский контент-мейкер и экс- киберспортсмен – Олжас Камилов, известный как RONIN, в интервью SportX.kz рассказал о тренировках, командной работе, о пути в профессиональный киберспорт и о том, как от новичка стать профи.

— Олжас, нам известно, что вы бывший киберспортсмен и сейчас реализуетесь в стримах и создаете контент по дисциплине PUBG Mobile, расскажите об опыте в киберспорте и ходе работы сейчас?

В прошлом мы с командой участвовали на различных мероприятиях/турнирах, компететив мероприятиях по игре PUBG Mobile на сегодняшний день, я непосредственно являюсь контент-мейкером в киберспортивной организации DFAMILY и являюсь официальным стримером данной спортивной организации. Так же участвую на турнирах среди СНГ контент-мейкров.

— Играли ли вы ранее в команде, расскажите об этом опыте?

Раньше я играл в команде учувствовали c ребятами на отборочных турнирах и турнирах среднего уровня в команде. Команда называлась «Evolution».

Киберспорт в Казахстане- выгодная инвестиция или профессиональный спорт? Олжас Камилов о важности направления.
Олжас Камилов с сокомандниками

—Какие отношение складывались с сокомандниками? Почему решили отойти от карьеры киберспортсмена в пользу стримов и развития собственного контента?

Чтобы найти команду, с которой у тебя налажены комфортные и продуктивные отношения, потребуется очень долгое время. По моему опыту не менее года, конечно бывают случаи, когда в гораздо более краткие сроки складывается команда, сыгранная и выдающая хороший результат, в которой каждому игроку комфортно, но это воля случая и здесь многое зависит от каждого игрока. Чтобы построить в команде хорошие отношения потребуется упорство и длительный период времени, потому что это крайне тяжелая и ответственная работа требующая вклад каждого.

— Сейчас бы вы вернулись в командную игру при условии сыгранной команды?

На данный момент, точно нет. Чтобы полностью посвятить себя карьере кибеспортсмена, необходимо полностью отказаться от личной и социальной жизни, отказаться от семьи, отношений обыденных радостей под тип праздников и многого другого. Что бы выстроить картинку для понимания, расскажу о распорядке дня киберспортсмена, после раннего подъёма, в списке дел сразу индивидуальная тренировка, затем провести время в игре, как минимум 2 часа, потом проходят практические матчи без призовых фондов с другими командами и в вечернее время состоятся турниры, назначенные заранее.

Для создания контента и стриминга в таком режиме достаточно сложно выделать время, а даже то, что удалось уделить стримам и контенту не хватает для полноценного и качественного продукта, именно поэтому для себя я выбрал направление, в котором смогу развивать себя и собственный продукт.

— Как Вы пришли в киберспорт, чем занимались прежде?

В прошлом я был предпринимателем. Это приносило мне множество неприятных факторов таких как отсутствие времени на семью, я был всегда включен в процесс работы и постоянное нервное истощение, работа привнесла в мою жизнь много стресса. В совокупности этих факторов я погрузился в депрессивный период и во время спада рабочих процессов, открыл для себя PUBG Mobile и начал уделять этому все больше и больше времени. Я не просто проводил время в игре, когда у меня начал расти скилл, я взглянул на игровой процесс с точки зрения предпринимательства, оценил опыт зарубежных игроков, которые снимают контент стримят, я составил план, детально все изучил и посчитал выгоду, бытует мнение, что любой «предприниматель считает чужие деньги» (смеется), в том смысле, что я проанализировал все затраты и возможную прибыль с  этого вида деятельности, изучил рынок и конкурентов и принял решение, что я способен привнести, что-то свое и новое в эту сферу. На начальных этапах я был далек от киберспорта и начал снимать игровой контент, на тот период можно было пересчитать по пальцам игроков, которые реализуются в направлении PUBG Mobile. Начал активно набирать аудиторию на площадках YouTube и Instagram, за год удалось набрать 100 тысяч фолловерров в YouTube и 60 тысяч в Instagram.

Киберспорт в Казахстане- выгодная инвестиция или профессиональный спорт? Олжас Камилов о важности направления.

— Какие особенности в Вашей дисциплине PUBG Mobile, что отличает ее от других направлений?

Я очень люблю жанр, в котором осуществляется игра- это королевская битва, множество различных игровых направлений сейчас развито и популярно у киберспортсменов и контент-мейкеров, RPG, action, стратегии и другие. В PUBG Mobile хронология игры характеризуется тем, что на остров попадают определённое количество команд (игроков), но в результате битвы остается одна команда лидер. Я испробовал множество игр, начиная от Free Fire заканчивая Fortnite. Определенные плюсы есть и в других играх, к примеру, я считаю Fortnite одним из самых динамичных представителей жанра королевской битвы. При этом PUBG Mobile так же может, похвастаться динамикой игры, скоростью действий и быстрым течением игры, что является непосредственным плюсом для игроков. Игровой процесс дарит, мощный заряд адреналина.

— Как сейчас проходят Ваши тренировки?

Поскольку у меня есть контракт с организацией, мне необходимо выполнять определенную длительность по стримминоговому контенту, обязательно перед, каждым стримом в период от 40 минут до 1 часа, я провожу в тренировочном лагере (полигоне) разрабатываю механику пальцев, мышечную память, к примеру, если я делаю, перерыв в несколько дней то тренировка увеличится в два, а может и в три раза. В игре предусмотрен определенный режим, где любой игрок может потренировать пальцы, наведение прицела и отработать скорость совершения выстрелов и реагирования.

— По Вашему опыту сколько времени необходимо уделять тренировкам? Как часто их стоит проводить?

Если человек хочет идти в киберспорт он должен проводить в полигоне от 1,5 часов беспрерывно, плюс режим 4х4. Имея достаточный навык и при условии, что игрок хочет провести разминку перед записью стрима получаса тренировочного времени достаточно, безусловно с дополнением того же времени в режиме 4х4.

— Недавно прогремела новость, что казахстанцы стали первым чемпионами мира в PUBG Mobile по версии IESF, как вы относитесь к этому, следили ли за чемпионатом?

В первую очередь, я бы хотел поздравить моих коллег, я за них очень болел и бесконечно рад их первенству. Эта огромная победа для киберспортивного мира Казахстана. Наш флаг был водружен над флагами остальных стран, что не могло не вызывать гордость за наших соотечественников. С каждым из ребят я знаком лично, с кем-то работали в одной организации и поддерживаем теплые отношения. Я очень рад достижениям команды и каждого игрока отдельно они проделали огромную работу, чтобы достичь этого результата и бесспорно заслуживают этой награды.

— Как вы считаете должным ли образом относятся в Казахстане к киберспорту, какие есть трудности, что бы Вы могли предложить развивать?

Казахстанское киберспортивное комьюнити оно очень самодостаточно и работает на продвижение, в нашей стране по сравнению с другими странами СНГ, игроки и непосредственно частные организации вкладывают большие средства в продвижение как отдельных киберспорстменов/команд, так и в спорт в целом.

По моим наблюдения в Узбекистане так же киберспортсмены/контент-мейкеры и стримеры, оцениваются в разы выше даже по сравнению с Казахстаном. Для примера узбекский стример и киберспортсмен в одном лице приравнивается к суперзвездам в Узбекистане. Следует отметить, то и в Казахстане тенденция развития у киберспорта очень высока, что не мало важно игроки из разных сфер, состоят в общем комьюнити где нет место буллингу и зачастую простроены гармоничные взаимоотношения, это не может не радовать.

— Пара советов для новичков, как новичку — одному или в команде — понять, что у него достаточный скилл? Есть ли какие-то показатели?

Для новичка очень важно отслеживать динамику роста его скилла и понимать количество игровых часов это так же имеет значительный вес. Есть определенная средняя статистика игровых часов, в любом киберспортивном направлении от 1000 до 2000 часов необходимо игроку, чтобы уверенно участвовать в турнирах начального уровня и получать от этого профит. Данная статистика не совсем однозначна, по моему мнению, ведь перед человеком стоит определенная цель, которую он хочет достичь, приходя в киберспорт и это зависит от его упорства и трудолюбия, какому-то игроку потребуется в два раза больше от средней статистики, а другой спортсмен пройдет эту дистанцию в гораздо более сжатый срок. Чтобы достичь уверенного уровня игры, при котором как команда, так и игрок будет получать положительный результат, необходим год регулярных тренировок и прохождения турниров начального уровня.

— По Вашему мнению необходимо ли быть на вершине рейтинга игроков для того, чтобы пробовать себя в профессиональном киберспорте?

Безусловно, да. Есть игроки, которые поднимаются на вершину рейтинга и преследуют цель выйти в состязание с игроками более высокого уровня. Условно с этого и начинается дорога в киберспорт, не останавливаться на достигнутом успехе, а идти вперед, нарабатывая новый скилл и встречая новые трудности, тем самым открывая для себя и своей команды возможности.

—Сталкивались ли Вы с мнением, что киберспорт— это направление только для молодых людей в промежутке от 17 до 25. Что Вы думаете по этому поводу?

Я уверен, в ложности данного мнения. Безусловно, для молодых игроков это большие перспективы и крутой старт карьеры. Но известно, что средний возраст киберспорстмена в мире на данный момент- 32 года.

— Спасибо за откровенность. Ну и в завершении есть ли для Вас возрастные ограничения, когда киберспорт уже «станет чем-то несерьезным» и нужно менять направление?

Я себя не вижу нигде кроме, как в создании киберспортивного контента. Возможно я бы хотел снова применить свои знания в предпринимательстве и реализовать проекты с организацией, с которой я сотрудничаю на данный момент. Условно если новичок придет в профессию, то он сможет превратить ее в свой основной доход и это станет неотъемлемой частью его жизни. К примеру, я часто наблюдаю за молодыми стримерами, как за казахстанскими, так и мировыми. И они могут за стрим через донаты получить достаточно большие суммы. Недавно смотрел молодого стримера его аудитория, задонатила ему около миллиона тенге, за стрим который длился 9 часов. И в случае если этот стриммер, в дальнейшем реализует какой-то проект, то часть его аудитории станет его клиентами. Это еще раз подтверждает лояльность казахстанского комьюнити и вовлеченность аудитории в киберспорт.

 

Читайте также